Фотоматериалы |
То, что произошло на ГП Сан-Марино
потрясло всех без исключения: и гонщиков, и руководство, и, конечно же, зрителей.
Многие описали это одним словом - шок.
Действительно назвать это иначе было сложно. Конечно же подобное, увы, случалось и раньше,
но с момента последней смерти гонщика на Гран При, прошло двенадцать лет, да и работа
экспертов по безопасности ФИА вроде бы была неплохой и не вызывала серьезных нареканий. А
последние представители поколения гонщиков, которых у нас называли "гладиаторами асфальта",
знавших, что каждый следующий старт запросто может оказаться последним, давно ушли "на пенсию".
Так что никто морально не был готов к подобной ситуации. ...с момента последней смерти гонщика
на Гран При, прошло двенадцать лет. Однако, самым ужасным было то, что такую трагедию вполне следовало ожидать, она явилась логичным отражением ситуации сложившейся в то время: мощные и быстрые, но плохо управляемые автомобили, с аэродинамическими приспособлениями, позволяющими проходить некоторые повороты с ускорением 3,5-4,0 g, не достаточно безопасные трассы и сами болиды. И не удивительно что, несмотря, на стечение роковых обстоятельств, трагедия произошла именно в Имоле - на этой скоростной итальянской трассе, шедшей в календаре чемпионата третей, после относительно спокойных по характеру "Интерлагоса" и "Танаки". Трасса с двумя скоростными поворотами, не оборудованными ни зонами выбега, ни защитой из рядов использованных покрышек, ни нормальными гравийными ловушками, один из которых, Тамбурелло уже не раз становился местом жутких аварий и не был переделан или оснащен чем-либо из вышеперечисленного, только из-за того, что никто из гонщиков не нашел там свою смерть. ...Тамбурелло был местом неоднократных аварий.
Трудно говорить, что уже в пятницу, после аварии Баррикелло в атмосфере паддока, что-то витало, скорее Сенна просто переживал за аварию своего соотечественника, при чем по словам Рубенса Баррикелло, "как за свою собственную". Авария Баррикелло в "Варианте Басса" считается первым звоночком. Но вот наступила суббота вторая квалификационная сессия. 13:18 местного времени, маленький автомобиль на экране несется прямо в бетонную стену в повороте "Вильнев". Удар был такой силы, что разбитый автомобиль вместе с гонщиком протащило еще две сотни метров до следующего поворота "Тоза". Как выяснится в последствии, при расшифровке телеметрии, перед входом в поворот на скорости в 313 км/ч у Симтэка, которым управлял 33-х летний Роланд Ратценбергер разрушается, не выдержав аеродинамической нагрузки, переднее антикрыло. Которое, по-видимому (достоверно этого так и не удастся выяснить) на предыдущем круге получило повреждения, при вылете австрийца в повороте "Акве Минерали". За ту ничтожную пару десятков метров, что отделяли машину от бетонной стены, Ратценбергеру удалось сбросить скорость машины до 283 км/ч, сильнейший удар разрушил левую сторону болида, но монок остался не вредим. Подбежавшие, к остановившейся машине, спасатели и маршалы увидели залитое кровью забрало шлема. Ужасающая авария Роланда Ратценбергера. Первая бригада медиков оказалась на месте трагедии меньше чем через минуту, но попытки реанимировать австрийца оказались безуспешными (для справки: реанимация человека возможна лишь в течение пяти, максимум шести минут, после этого в коре головного мозга, которую не питает кислород, наступают необратимые изменения). В 13:25 Ратценбергера (или все что от него осталось) погрузили в машину "скорой помощи" и отправили в медицинский центр автодрома, а чуть позже оттуда на вертолете в госпиталь Болоньи. В это время на место трагедии прибывает Айртон Сенна, воспользовавшись одной из машин безопасности. Через пятьдесят минут врачи госпиталя "Маджоре", куда был доставлен австриец, объявляют о его смерти. А организаторы Гран При распространяют версию о том, что австриец умер в вертолете по дороге в больницу. 15:00. Айртон Сенна предстал перед стюардами за самовольное использование машины безопасности. Сенна утверждал, что получил согласие на ее использование от одного из официальных лиц находившихся на пит-лэйн, а на месте трагедии он присутствовал, как представитель всех гонщиков, обеспокоенный сложившийся ситуацией и безопасности трассы. Тем не менее, заместитель директора гонки Джон Корсмит объявил Сенне, что-то вроде выговора. Айртон Сенна сразу же примчался на место аварии Воскресенье, 11:00. Гонщики проводят короткое совещание, на котором обсуждается сложившаяся ситуация, Айртон Сенна также высказывается за то, чтобы в гонке на прогревочном круге не использовалась "машина безопасности" (использование которой началось с ГП Тихого Океана), так как, по его мнению, ее низкая скорость не способствовала должному прогреву резины. Начавшись с аварии, гонка уже не предвещала ничего хорошего. 14:00. Старт гонки. Глохнет мотор на Бенеттоне Лехто, в него врезается Лами, обломки двух машин усеивают трассу, часть, из них перелетев защитные заграждения, ранит девятерых человек. На трассе появляются желтые флаги и "машина безопасности". 14:15. Последствия аварии ликвидированы, "машина безопасности" отправляется в боксы, а на трассе появляются зеленые флаги. 14:17. Лидер гонки - Айртон Сенна уходит на седьмой круг, второй после рестарта. Через тринадцать секунд после этого его Уильямс врезается в бетонную стену. Вот что показали данные телеметрии: Так называемые "последние" кадры с бортовой камеры Уильямса Сенна. Долгое время ФИА отрицала существование записи последнего круга бортовой камерой Сенны. Предъявленная же запись не содержала последних двух секунд съемки до столкновения. На стоп-кадре видно, что колеса находятся паралельно корпусу, а голова пилота наклонена до упора влево. ...Как выяснится позже, не выдержав нагрузки, сломалась рулевая колонка. Направление Уильямса уже невозможно изменить, машина несется прямо в стену. Сенна тут же сбрасывает газ, по данным телеметрии, уже через 0.2 секунды скорость падает на 5 км/ч, дроссельная заслонка открыта только на 60%, а боковое ускорение падает почти до нуля, ведь машина идет уже по прямой. 11.5 секунды. Дроссель закрыт, скорость падает до 303 км/ч. Фронтальное ускорение становиться
отрицательным, это Сенна начинает тормозить. Так как полотно трассы находится выше, то Сенна не может сразу продолжить торможение, его Уильямс на считанные доли секунды оказывается в воздухе. 12.8 секунды. На скорости 188 км/ч, под углом около 22° машина под номером "2" влетает в стену. Сотни обломков взлетают над местом новой трагедии, по инерции развороченную машину тащит обратно к полотну трассы. Сначала кажется, что все обошлось, с виду монокок цел и даже Сенна слегка покачивает головой... Сенна слегка покачивает головой... однако голова раскачивалась только по инерции. Но вскоре прибывшим на место медикам предстает страшная картина: Сенна истекает кровью, а забрало шлема пробито. Тело срочно погружают в вертолет и доставляют в ту же больницу Маджоре. Сердце Айртона удается оживить, но результаты томографии, показывают, что мозг уже мертв. По основной версии причиной смерти стал один из элементов подвески пробивший шлем, и вызвавший сильную потерю крови и части мозговой субстанции. Но кроме этого бесспорно рокового повреждения, Сенна получил и другие черепно-мозговые травмы. Так на шлеме заметна деформация верхней части, вызванная, по всей видимости, не чем иным, как его ударом о бетонное ограждение (!), комментарии тут излишни... Шлем Айртона Сенны. Черными стрелками показана дырка пробитая рычагом передней подвески, чуть выше заметны следы деформации от удара о бетонную стену. Версий же причины самой трагедии было высказано огромное множество: неисправность рулевого управления, низкое давление в шинах или медленный прокол одной из передних шин и даже такая абсурдная, как ошибка пилота. Вышеприведенная версия (поломка рулевого управления), является наиболее правдоподобной. К тому же, именно она была установлена независимой экспертизой и признана итальянским судом, рассматривавший дело о гибели Сенны, с участием Фрэнка Уильямса (хозяина команды Уильямс), Патрика Хеда (совладельца команды и ее технического директора), Эдриана Ньюи (главного конструктора команды), Роланда Брюйнсрада (директора гонки), Федерико Бендинелли (директора автодрома) и Джорджо Поджи (совладельца автодрома) в качестве обвиняемых в непредумышленном убийстве (аналогом этого преступления в уголовном законодательстве РФ является причинение смерти по неосторожности). Расследование обстоятельств случившегося заняло почти полтора года. Расследование дела, его рассмотрение и рассмотрение апелляции прокурора, длилось более
пяти лет (такой же срок по итальянскому уголовному закону могли получить обвиняемые по
делу) и никто из обвиняемых, по разным причинам не был признан виновным. Но судом были
установлены следующие факты, имевшие значения для вынесения решения по делу:
С Фрэнка Уильямса обвинение было снято из-за того, что он не был лицом ответственным за техническую сторону работы команды. Соответственно единственными обвиняемыми оставались Патрик Хед и Эдриан Ньюи, которые как раз и отвечали за техническую составляющую работы команды. Но и они были оправданы, их адвокаты ссылались на два вполне разумных довода. Во-первых, что даже, несмотря на то, что "модернизация" не была обычной рутиной процедурой ни Патрику Хеду, ни Эдриану Ньюи не было необходимости лично участвовать в этом. "Модернизация" была проведена высококвалифицированным техническим персоналом команды, которому и Хед, и Ньюи вполне имели право поручить эту операцию. Во-вторых, даже если Хед и Ньюи были ответственны за принятое решение о "модернизации" рулевой колонки, это еще не значило, что они были ответственны за то, что колонка сломалась. Они приняли решение, как было сказано, "настолько внимательно, насколько должны были и никто из них не проявил при этом небрежности". Таким образом, суду пришлось снять обвинения с Хеда и Ньюи за отсутствием доказательств их вины. Судебный процесс так ничем и не закончился... Теперь коротко о том, что же представляла собой "модернизация" рулевой колонки проведенная командой Уильямс на машине бразильца. Перед началом сезона и после первых двух гонок Айртон Сенна жаловался не только на плохую управляемость Уильямса, без "электронных помощников", но и на то, что в кокпите его ногам не хватало место, в частности ему мешал механизм рулевого управления. В Уильямсе довольно скоро нашли простое ("дешевое и сердитое") решение этой проблемы. Было решено уменьшить диаметр центральной части рулевого механизма, проходившей по кокпиту, с нормальных 22 миллиметров до 18 миллиметров. В итоге именно на месте крепления этой узкой части рулевая колонка и сломалась. Кстати, во время суда представители команды долгое время утверждали, что рулевая колонка сломалась после, а не до аварии, а основной причиной трагедией, по их мнению, стала ошибка Сенны, который, сбросив скорость, потерял значительную часть прижимной силы, из-за этого машина стала неуправляемой и полетела прямиком в стену. Схема того, как выглядела эта модернизация. Да и сам процесс запомнился огромным давлением, которое оказывалось на судью Антонио Костанцо со стороны: ФИА, чиновников итальянского автоклуба и косвенно со стороны руководства команд Бенеттон и Тиррелл, угрожавших своим неучастием в гонках на территории Италии, в случае осуждения обвиняемых. А многие свидетели явно не помогали суду в установлении фактов имеющих значения для дела, так, например, Хилл (в то время выступавший за Эрроуз), вызванный в суд для дачи судебных показаний отличался удивительной забывчивостью. Он не смог припомнить ничего об обстоятельствах аварии, но уверенно заявлял о том, что не считает ее причиной какую-либо техническую неисправность, а больше высказывался о том, что причиной аварии могло стать падение давления в шинах. Между прочим, после окончания той гонки многие пилоты высказывались в пользу того, что Сенна стал жертвой какой-то технической неисправности, а Жан Алези прямо сказал, что на его взгляд причиной аварии стали какие-то проблемы с рулевым управлением на машине бразильца. Перед самой же гонкой Сенна, как вспоминают многие, не хотел стартовать, но не из-за каких-либо предчувствий или опасений за свою жизнь, просто он считал, что проводить гонку не правильно с моральной точки зрения, после гибели Ратцебергера. Но поступить иначе он не мог. Во-первых, вряд ли руководство команды это позволило бы сделать. А во-вторых, что наверное было самым главным, Сенна находился под давлением побед Шумахера, которые он возможно считал добыты не совсем законно и ему необходимо было доказать и самому себе, и окружающим, что он может победить в любых условиях. И как позже выяснится свою возможную победу не просто в гонке, а над давившими обстоятельствами Сенна хотел посвятить погибшему Роланду Ратценбергеру (свернутый австрийский флаг был найден в кокпите разбитого Уильямса бразильца), после смерти которого не возбуждалось громкого уголовного дела с привлечением представителей ФИА и чьи обстоятельства гибели оказались вскоре забыты. Дело же Сенны не забыто и по сей день - в канун десятилетней годовщины событий в Имоле итальянская прокуратура объявила о том, что расследование дела возобновляется... |
© TBFOC, 2003-2004.