Назад


"Черный уик-энд" хроника трагедии
Фотоматериалы

То, что произошло на ГП Сан-Марино потрясло всех без исключения: и гонщиков, и руководство, и, конечно же, зрителей. Многие описали это одним словом - шок.

Действительно назвать это иначе было сложно. Конечно же подобное, увы, случалось и раньше, но с момента последней смерти гонщика на Гран При, прошло двенадцать лет, да и работа экспертов по безопасности ФИА вроде бы была неплохой и не вызывала серьезных нареканий. А последние представители поколения гонщиков, которых у нас называли "гладиаторами асфальта", знавших, что каждый следующий старт запросто может оказаться последним, давно ушли "на пенсию". Так что никто морально не был готов к подобной ситуации.


...с момента последней смерти гонщика на Гран При, прошло двенадцать лет. ГП Канады, 1982 год. Стартовавший с первой линии Дидье Пирони на Феррари заглох, Рикардо Палетти на Озелла, стартовавший из последних рядов вовремя этого не заметил... Авария была достаточно рядовой - Палети почти не пострадал, но самостоятельно выбраться из искореженной машины он не смог... Вдруг через полминуты разлившееся топливо вспыхнуло, превратив Озеллу итальянца в горящий факел...

...с момента последней смерти гонщика на Гран При, прошло двенадцать лет.
ГП Канады, 1982 год. Стартовавший с первой линии Дидье Пирони на Феррари заглох, Рикардо Палетти на Озелла, стартовавший из последних рядов вовремя этого не заметил...
Авария была достаточно рядовой - Палети почти не пострадал, но самостоятельно выбраться из искореженной машины он не смог...
Вдруг через полминуты разлившееся топливо вспыхнуло, превратив Озеллу итальянца в горящий факел...


Однако, самым ужасным было то, что такую трагедию вполне следовало ожидать, она явилась логичным отражением ситуации сложившейся в то время: мощные и быстрые, но плохо управляемые автомобили, с аэродинамическими приспособлениями, позволяющими проходить некоторые повороты с ускорением 3,5-4,0 g, не достаточно безопасные трассы и сами болиды. И не удивительно что, несмотря, на стечение роковых обстоятельств, трагедия произошла именно в Имоле - на этой скоростной итальянской трассе, шедшей в календаре чемпионата третей, после относительно спокойных по характеру "Интерлагоса" и "Танаки". Трасса с двумя скоростными поворотами, не оборудованными ни зонами выбега, ни защитой из рядов использованных покрышек, ни нормальными гравийными ловушками, один из которых, Тамбурелло уже не раз становился местом жутких аварий и не был переделан или оснащен чем-либо из вышеперечисленного, только из-за того, что никто из гонщиков не нашел там свою смерть.


Тамбурелло был местом неоднократных аварий. На фото две последние. Слева - горящая Феррари с Герхардом Бергером на ГП Сан-Марино 1989 года, австрийцу повезло и он отделался лишь ожогами 15% кожного покрова. Справа - авария Микеле Альборето во время тренировки на ГП Сан-Марино 1991 года. Ему повезло еще больше - он отделался легким испугом, несмотря на то, что его Футворк-Порше после аварии также загорелся.

...Тамбурелло был местом неоднократных аварий.
На фото две последние.
Слева - горящая Феррари с Герхардом Бергером на ГП Сан-Марино 1989 года.
австрийцу повезло и он отделался лишь ожогами 15% кожного покрова.
Справа - авария Микеле Альборето во время тренировки на ГП Сан-Марино 1991 года. Ему повезло еще больше - он отделался легким испугом, несмотря на то, что его Футворк-Порше после аварии также загорелся.


Трудно говорить, что уже в пятницу, после аварии Баррикелло в атмосфере паддока, что-то витало, скорее Сенна просто переживал за аварию своего соотечественника, при чем по словам Рубенса Баррикелло, "как за свою собственную".


Авария Баррикелло в "Варианте Басса" считается первым звоночком.

Авария Баррикелло в "Варианте Басса" считается первым звоночком.


Но вот наступила суббота вторая квалификационная сессия. 13:18 местного времени, маленький автомобиль на экране несется прямо в бетонную стену в повороте "Вильнев". Удар был такой силы, что разбитый автомобиль вместе с гонщиком протащило еще две сотни метров до следующего поворота "Тоза". Как выяснится в последствии, при расшифровке телеметрии, перед входом в поворот на скорости в 313 км/ч у Симтэка, которым управлял 33-х летний Роланд Ратценбергер разрушается, не выдержав аеродинамической нагрузки, переднее антикрыло. Которое, по-видимому (достоверно этого так и не удастся выяснить) на предыдущем круге получило повреждения, при вылете австрийца в повороте "Акве Минерали". За ту ничтожную пару десятков метров, что отделяли машину от бетонной стены, Ратценбергеру удалось сбросить скорость машины до 283 км/ч, сильнейший удар разрушил левую сторону болида, но монок остался не вредим. Подбежавшие, к остановившейся машине, спасатели и маршалы увидели залитое кровью забрало шлема.


Ужасающая авария Роланда Ратценбергера. Удар о бетонную стену в повороте "Вильнев" пришелся на скорости в 283 км/ч.

Ужасающая авария Роланда Ратценбергера.
Удар о бетонную стену в повороте "Вильнев" пришелся на скорости в 283 км/ч.


Первая бригада медиков оказалась на месте трагедии меньше чем через минуту, но попытки реанимировать австрийца оказались безуспешными (для справки: реанимация человека возможна лишь в течение пяти, максимум шести минут, после этого в коре головного мозга, которую не питает кислород, наступают необратимые изменения).

Роланд Ратценбергер - первая жертва "Черного уик-энда"В 13:25 Ратценбергера (или все что от него осталось) погрузили в машину "скорой помощи" и отправили в медицинский центр автодрома, а чуть позже оттуда на вертолете в госпиталь Болоньи. В это время на место трагедии прибывает Айртон Сенна, воспользовавшись одной из машин безопасности. Через пятьдесят минут врачи госпиталя "Маджоре", куда был доставлен австриец, объявляют о его смерти. А организаторы Гран При распространяют версию о том, что австриец умер в вертолете по дороге в больницу.

15:00. Айртон Сенна предстал перед стюардами за самовольное использование машины безопасности. Сенна утверждал, что получил согласие на ее использование от одного из официальных лиц находившихся на пит-лэйн, а на месте трагедии он присутствовал, как представитель всех гонщиков, обеспокоенный сложившийся ситуацией и безопасности трассы. Тем не менее, заместитель директора гонки Джон Корсмит объявил Сенне, что-то вроде выговора.


Айртон Сенна сразу же примчался на место аварии

Айртон Сенна сразу же примчался на место аварии


Воскресенье, 11:00. Гонщики проводят короткое совещание, на котором обсуждается сложившаяся ситуация, Айртон Сенна также высказывается за то, чтобы в гонке на прогревочном круге не использовалась "машина безопасности" (использование которой началось с ГП Тихого Океана), так как, по его мнению, ее низкая скорость не способствовала должному прогреву резины.


Начавшись с аварии, гонка уже не предвещала ничего хорошего.

Начавшись с аварии, гонка уже не предвещала ничего хорошего.


14:00. Старт гонки. Глохнет мотор на Бенеттоне Лехто, в него врезается Лами, обломки двух машин усеивают трассу, часть, из них перелетев защитные заграждения, ранит девятерых человек. На трассе появляются желтые флаги и "машина безопасности".

14:15. Последствия аварии ликвидированы, "машина безопасности" отправляется в боксы, а на трассе появляются зеленые флаги.

14:17. Лидер гонки - Айртон Сенна уходит на седьмой круг, второй после рестарта. Через тринадцать секунд после этого его Уильямс врезается в бетонную стену.

Вот что показали данные телеметрии:
через 11.2 секунды с момента пересечения финишной отметки Айртон Сенна в сердце поворота "Тамбурелло". Его скорость в этот момент достигает 310 км/ч, а боковое ускорение своего максимума 3,62g, но тут происходит, что-то непонятное. На записи сделанной камерой, установленной слева от верхнего воздухозаборника видно, как голова Сенны резко уходит вниз, а машина, выравниваясь, идет прямо в стену. Что же произошло?


Так называемые "последние" кадры с бортовой камеры Уильямса Сенна. Долгое время ФИА отрицала существование записи последнего круга бортовой камерой Сенны. Предъявленная же запись не содержала последних двух секунд съемки до столкновения. На стоп-кадре видно, что колеса находятся паралельно корпусу, а голова пилота наклонена до упора влево.

Так называемые "последние" кадры с бортовой камеры Уильямса Сенна. Долгое время ФИА отрицала существование записи последнего круга бортовой камерой Сенны. Предъявленная же запись не содержала последних двух секунд съемки до столкновения. На стоп-кадре видно, что колеса находятся паралельно корпусу, а голова пилота наклонена до упора влево.


...Как выяснится позже, не выдержав нагрузки, сломалась рулевая колонка. Направление Уильямса уже невозможно изменить, машина несется прямо в стену. Сенна тут же сбрасывает газ, по данным телеметрии, уже через 0.2 секунды скорость падает на 5 км/ч, дроссельная заслонка открыта только на 60%, а боковое ускорение падает почти до нуля, ведь машина идет уже по прямой.

11.5 секунды. Дроссель закрыт, скорость падает до 303 км/ч. Фронтальное ускорение становиться отрицательным, это Сенна начинает тормозить.
11.6 секунды. Скорость 299 км/ч.
11.8 секунды. Скорость 274 км/ч. Отрицательное ускорение достигает своего максимума - 3.75g.
11.9 секунды. Скорость 268 км/ч.
12.2 секунды. Скорость падает до 231 км/ч, но асфальт заканчивается, за ним остается только около 40 метров травы и гравия.

Так как полотно трассы находится выше, то Сенна не может сразу продолжить торможение, его Уильямс на считанные доли секунды оказывается в воздухе.

12.8 секунды. На скорости 188 км/ч, под углом около 22° машина под номером "2" влетает в стену. Сотни обломков взлетают над местом новой трагедии, по инерции развороченную машину тащит обратно к полотну трассы. Сначала кажется, что все обошлось, с виду монокок цел и даже Сенна слегка покачивает головой...


Сенна слегка покачивает головой... однако голова раскачивалась только по инерции.

Сенна слегка покачивает головой... однако голова раскачивалась только по инерции.


Но вскоре прибывшим на место медикам предстает страшная картина: Сенна истекает кровью, а забрало шлема пробито. Тело срочно погружают в вертолет и доставляют в ту же больницу Маджоре. Сердце Айртона удается оживить, но результаты томографии, показывают, что мозг уже мертв.

По основной версии причиной смерти стал один из элементов подвески пробивший шлем, и вызвавший сильную потерю крови и части мозговой субстанции. Но кроме этого бесспорно рокового повреждения, Сенна получил и другие черепно-мозговые травмы. Так на шлеме заметна деформация верхней части, вызванная, по всей видимости, не чем иным, как его ударом о бетонное ограждение (!), комментарии тут излишни...


Шлем Айртона Сенны. Черными стрелками показана дырка пробитая рычагом передней подвески, чуть выше заметны следы деформации от удара о бетонную стену.

Шлем Айртона Сенны. Черными стрелками показана дырка пробитая рычагом передней подвески, чуть выше заметны следы деформации от удара о бетонную стену.


Версий же причины самой трагедии было высказано огромное множество: неисправность рулевого управления, низкое давление в шинах или медленный прокол одной из передних шин и даже такая абсурдная, как ошибка пилота.

Вышеприведенная версия (поломка рулевого управления), является наиболее правдоподобной. К тому же, именно она была установлена независимой экспертизой и признана итальянским судом, рассматривавший дело о гибели Сенны, с участием Фрэнка Уильямса (хозяина команды Уильямс), Патрика Хеда (совладельца команды и ее технического директора), Эдриана Ньюи (главного конструктора команды), Роланда Брюйнсрада (директора гонки), Федерико Бендинелли (директора автодрома) и Джорджо Поджи (совладельца автодрома) в качестве обвиняемых в непредумышленном убийстве (аналогом этого преступления в уголовном законодательстве РФ является причинение смерти по неосторожности).


Расследование обстоятельств случившегося заняло почти полтора года.

Расследование обстоятельств случившегося заняло почти полтора года.


Расследование дела, его рассмотрение и рассмотрение апелляции прокурора, длилось более пяти лет (такой же срок по итальянскому уголовному закону могли получить обвиняемые по делу) и никто из обвиняемых, по разным причинам не был признан виновным. Но судом были установлены следующие факты, имевшие значения для вынесения решения по делу:

    - трагедия произошла из-за того, что сломалась рулевая колонка;
    - рулевая колонка сломалась из-за того, что была "модернизирована";
    - ни трасса, ни какой-либо ее дефект не явились причиной трагедии.
В соответствии с фактом третьим установленным судом, обвинения, за отсутствием состава преступления, были сняты с Роланда Брюйнсрада (и соответственно ФИА в его лице) и владельцев автодрома.

С Фрэнка Уильямса обвинение было снято из-за того, что он не был лицом ответственным за техническую сторону работы команды.

Соответственно единственными обвиняемыми оставались Патрик Хед и Эдриан Ньюи, которые как раз и отвечали за техническую составляющую работы команды. Но и они были оправданы, их адвокаты ссылались на два вполне разумных довода. Во-первых, что даже, несмотря на то, что "модернизация" не была обычной рутиной процедурой ни Патрику Хеду, ни Эдриану Ньюи не было необходимости лично участвовать в этом. "Модернизация" была проведена высококвалифицированным техническим персоналом команды, которому и Хед, и Ньюи вполне имели право поручить эту операцию. Во-вторых, даже если Хед и Ньюи были ответственны за принятое решение о "модернизации" рулевой колонки, это еще не значило, что они были ответственны за то, что колонка сломалась. Они приняли решение, как было сказано, "настолько внимательно, насколько должны были и никто из них не проявил при этом небрежности".

Таким образом, суду пришлось снять обвинения с Хеда и Ньюи за отсутствием доказательств их вины.


Судебный процесс так ничем и не закончился...

Судебный процесс так ничем и не закончился...


Теперь коротко о том, что же представляла собой "модернизация" рулевой колонки проведенная командой Уильямс на машине бразильца. Перед началом сезона и после первых двух гонок Айртон Сенна жаловался не только на плохую управляемость Уильямса, без "электронных помощников", но и на то, что в кокпите его ногам не хватало место, в частности ему мешал механизм рулевого управления. В Уильямсе довольно скоро нашли простое ("дешевое и сердитое") решение этой проблемы. Было решено уменьшить диаметр центральной части рулевого механизма, проходившей по кокпиту, с нормальных 22 миллиметров до 18 миллиметров. В итоге именно на месте крепления этой узкой части рулевая колонка и сломалась. Кстати, во время суда представители команды долгое время утверждали, что рулевая колонка сломалась после, а не до аварии, а основной причиной трагедией, по их мнению, стала ошибка Сенны, который, сбросив скорость, потерял значительную часть прижимной силы, из-за этого машина стала неуправляемой и полетела прямиком в стену.


Схема того, как выглядела эта "модернизация".

Схема того, как выглядела эта модернизация.


Да и сам процесс запомнился огромным давлением, которое оказывалось на судью Антонио Костанцо со стороны: ФИА, чиновников итальянского автоклуба и косвенно со стороны руководства команд Бенеттон и Тиррелл, угрожавших своим неучастием в гонках на территории Италии, в случае осуждения обвиняемых.

А многие свидетели явно не помогали суду в установлении фактов имеющих значения для дела, так, например, Хилл (в то время выступавший за Эрроуз), вызванный в суд для дачи судебных показаний отличался удивительной забывчивостью. Он не смог припомнить ничего об обстоятельствах аварии, но уверенно заявлял о том, что не считает ее причиной какую-либо техническую неисправность, а больше высказывался о том, что причиной аварии могло стать падение давления в шинах.

Айртон Сенна Между прочим, после окончания той гонки многие пилоты высказывались в пользу того, что Сенна стал жертвой какой-то технической неисправности, а Жан Алези прямо сказал, что на его взгляд причиной аварии стали какие-то проблемы с рулевым управлением на машине бразильца.

Перед самой же гонкой Сенна, как вспоминают многие, не хотел стартовать, но не из-за каких-либо предчувствий или опасений за свою жизнь, просто он считал, что проводить гонку не правильно с моральной точки зрения, после гибели Ратцебергера. Но поступить иначе он не мог. Во-первых, вряд ли руководство команды это позволило бы сделать. А во-вторых, что наверное было самым главным, Сенна находился под давлением побед Шумахера, которые он возможно считал добыты не совсем законно и ему необходимо было доказать и самому себе, и окружающим, что он может победить в любых условиях. И как позже выяснится свою возможную победу не просто в гонке, а над давившими обстоятельствами Сенна хотел посвятить погибшему Роланду Ратценбергеру (свернутый австрийский флаг был найден в кокпите разбитого Уильямса бразильца), после смерти которого не возбуждалось громкого уголовного дела с привлечением представителей ФИА и чьи обстоятельства гибели оказались вскоре забыты.

Дело же Сенны не забыто и по сей день - в канун десятилетней годовщины событий в Имоле итальянская прокуратура объявила о том, что расследование дела возобновляется...

Назад

© TBFOC, 2003-2004.

Используются технологии uCoz