1-е февраля, 1994 года
На Гран При Италии 1992 года Дэймон Хилл был в подавленном состоянии. Он сумел показать себя
куда лучше Джованны Амати и даже дважды смог квалифицироваться до того, как команда Брэбэм
прекратила свое существование, сразу же после Гран При Венгрии. Итак, Дэймон прибыл в Монцу, без работы, чтобы
осмотреться, поговорить и узнать выгорит ли что-нибудь на следующий сезон. У него не было спосорской поддержки,
которую он мог бы преложить и перспективы не выглядели сколь-нибудь хорошо.
В те выходные, когда Дэймон блуждал по паддоку, как заблудшая душа, свежеиспеченный
чемпион мира Найджел Мэнселл, внезапно, объявил о своем уходе из Формулы-1 в заокеанские дали гонок Индикар.
Это была обычная драма в стиле Мэнселла.
В тот день Дэймон, возможно, мечтал о том, что Фрэнк Уильямс даст шанс своему тест-пилоту
стать партнером Алена Проста, но это могла быть только мечта. Шанс на то, что ведущая команда Формулы-1
отдаст место своего второго пилота новичку был настолько ничтожен, что не мог рассматриваться всерьез. Не в правилах
Фрэнка Уильямса и Патрика Хеда было рисковать с подбором гонщиков.
Традиционно, они подбирали таланты, уже опробованные другими командами. Будущее Хилла в Монце 1992
отнюдь не представлялось в розовом цвете и еще в течение трех месяцев Патрику Хеду, человеку убедившемуся на тестах в том, что у Дэймона есть то,
что необходимо, приходилось бороться с сопротивлением Фрэнка Уильямса. Дэймон Хилл был утвержден вторым пилотом. Многие циники Ф-1 задались
вопросом почему? Насколько проявил себя Дэймон в "младших" "формулах"? Британские газеты тут же возвели его в ранг звезды, и задолго до
начала сезона ожидания возросли до небес. Здесь, как они говорили, продолжатель успехов Мэнселла. Хилл оказался в сложной ситуации, но
он не задрал носа, отлично отработал на тестах, даже несмотря на, что Прост на тех же тестах и не пытался выжать максимума.
Для Дэймона сезон начался с провала в Южной Африке. Из первого круга он создал полный бардак, в котором его
развернуло. Потом, прорываясь из глубины пелотона, он был выведен из игры таким же абцициозным новичком, как и он сам. После гонки Дэймон
мог сказать только, что он рад оканчанию своего дебюта.
Теперь давление спало. Он финишировал вторым в Бразилии и в Донигтоне, но потом был отказ двигателя в Сан-Марино
и вот в Барселоне мы увидели нового Дэймона. Он стал навязывать борьбу Просту в гоночных условиях. В Барселоне его двигатель взорвался,
когда он гнался за Простом. А к середине сезона Дэймон уже мог преследовать Проста, как он того и желал, также он добавил еще два финиша на втором
месте. Только однажды он обставил Алена в квалификации, критики посчитали это нормальным - ведь Прост побеждает в гонках, пока его напарники "просто"
неплохо выглядят.
А потом, был Сильверстоун и Хоккенхайм, где Хилл одалел Проста, только лишь для того, чтобы сойти незадолго до финиша.
Было сложно представить, что такое возможно. Определенно Прост начал терять свое преимущество.
Потом Дэймон начал побеждать. В Венгрии гонка пошла по его сценарию - у всех остальных возникали проблемы, и только
он должен был стать ее победителем. В Бельгии он провел сильную гонку, получив преимущество от слабого пит-стопа Проста, и победил снова.
В Италии он был как раз позади Проста, когда двигатель на машине француза взорвался. В умах критиков стали возникать большие знаки вопроса.
Но, если критки были настроены жестко к Дэймону, говоря о том, что это были скорее неудачи Проста, нежели успехи Хилла, то Дэймон был еще
более жесток к себе, продолжая нажимать на себя. Он закончил год третьим в чемпионате мира с тремя победами напротив своего имени. И все
это после участия только в 18 Гран При. Это было одно из самых успешных выступлений за всю историю. Контракт с командой Уильямс был перезаключен
и в следующем году он будет партнером Айртона Сенны.
Это действительно невероятная история. Удивительная небылица, что Дэймон признает первым.
"Да" - говорит Дэймон с улыбкой. - "Да, это было необычно. Это хорошо. Я сделал это.
Теперь это история. Но автогонки это не просто разговоры о том, что "я сделал это". Здесь ты должен постоянно доказывать что ты
способен это делать."
Некоторое время он говорит, как любой гонщик. Возможно, это та естественная часть психологической маски этих людей,
кажется они не могут позволить себе спокойно отвалиться на спинку кресла и наслаждаться своим успехом. Они всегда слишком заняты
разговорами о следующей гонки. Как только, происходит отмашка клетчатого флага, они, похоже, только и ждут зеленых огней старта
следующей гонки. Остается непонятным, действительно ли они могут быть настолько сфокусированы или же это только способ показать
свой "профессионализм". Когда ты часто общаешься с гонщиками Формулы-1, то понимаешь, что могие из них говорят то, что они должны
говорить, а не то, что они думают. Самые молодые из них не знают разницы, поскольку живут гонками с самого детства. Они не
знают ничего о жизни и не могут сказать, что им нравится делать в свое свободное время - кроме необходимых тренировок. Они скучные 24-х летние,
словно сделанные из резины, парни, которые не могут говорить ни о чем, кроме гонок. Только становясь старше и богаче,
они начинают осозновать, что жизнь состоит не только из гонок, что есть и такие понятия, как семейная жизнь
и интеллектуальное развитие.
Дэймон другой. Он начал заниматься автоспортом поздно, поздно попал в Формулу-1 и его жизнь проходит
в спешке. У него есть ощущение перспектив в Формуле-1 и он готов признавать свои ошибки. Похоже, что он разносторонняя личность,
но так ли это?
"По правде говоря, у меня раздвоение личности" - признает он. - "Одна моя половина считает,
что я лучше всех остальных, а другая порождает в этом сомнения. Если другие люде сомневаются во мне, то проявляется
та половина, которая считает, что я лучше, но иногда у меня возникают сомнения в себе и тогда, мне приходится себя убеждать
в их необоснованности. И так я себя мотивирую, как мотивируют ослика, размахивая перед ним морковкой на палочке.
Теперь, после завершения такого успешного сезона, сомнения возвращаются. Сейчас я должен думать о наступающем
сезоне сделать все возможное для того, чтобы провести лучший второй сезон в истории Ф-1. Я должен продолжать. Автогонки
предполагают постоянство выступлений. Люди не обращают внимание на осечки. Все будет иначе в следующем году. У нас будут машины
с пассивной подвеской, другие партенеры и больше соперничества. Это будет совершенно другая игра.
Я должен буду начать все с начала."
На этот раз он начинает с определенным преимуществом. Любой гонщик скажет, что уверенность самая важная вещь, когда
ты находишься на грани. Уверенность Дэймона чрезвычайно высока. Он проявил себя хорошо в соперничестве с Простом.
Следующим барьером будет могучий Сенна.
Джо Севард. |