В конце 1993 года ФИА
(Международная Автомобильная Федерация) утвердила запрет на всю так называемую
"вспомогательную электронику" начиная с 1994 года.
Этот запрет включал в себя
"контроль тяги", "активную
подвеску",
"электронные дроссели"
и АБС. Но кроме этого были
разрешены дозаправки во
время гонки (они были
запрещены с 1983 года, официально - по соображениям безопасности). Макс
Мосли, Берни Экклстоун и
другие чиновники ФИА хотели,
благодаря этим решениям,
получить более
увлекательные соревнования
(скорость в поворотах должна
была снизиться, а число
обгонов соответственно
возрасти), в которых
мастерство гонщика играло бы
более важную роль по
сравнению с совершенством
машины. А благодаря
возвращению пит-стопов
гоночная стратегия
становилась более сложной и
потому результат должен был
стать более непредсказуемым.
А
также работа механиков
"выходила из тени" -
теперь каждый мог увидеть и
оценить их работу во время
пит-стопов. Спорт становился действительно командным.
Тем не менее, все так хорошо было лишь в теории, до первых гонок
сезона нововведения оценить было невозможно.
Однако же, впервые,
разговоры о запрете
использования
вспомогательной электроники
начались, не в межсезонье 1993-94 гг., не после победы Проста
над Сенной и Уильямса над Мак-Лареном.
А гораздо раньше, после невероятной (по тем временам)
победы Мэнселла в ЧМ Ф-1 1992
года. В то время только команда
Уильямс получала
ощутимое преимущество над соперниками
за счет использования
"контроля тяги" (или
антипробуксовочной системы)
и "активной повески"
(подстраивавшейся под каждый
поворот).
Конечно
же другие команды не были в
восторге от такого положения
вещей и потому когда
командой Уильямс был
пропущен срок подачи заявки
на участие в ЧМ Ф-1 1993 года
начались проблемы,
переросшие в скандал. Это
произошло из-за того, что
согласно правилам команде
Уильямс было необходимо
получить согласие других
команд на допуск к участию в
ЧМ. Процедура достаточно
формальная, если бы не одно
но... Этим "но" оказалась
позиция руководства команд
Бенеттон и Минарди (Флавио
Бриаторе и Джанкарло Минарди
соответственно)
отказавшихся такое согласии
дать.
Конечно,
Бриаторе (и Минарди, чья
команда напрямую зависила от
Бриаторе из-за поставок
двигателей Форд) не хотел
добиться неучастия Уильямс в
том чемпионате, он хотел лишь добиться
ограничения "умной
электроники", что и потребовал в
обмен на свое согласие.
Правда
он не учел, что без участия в
чемпионате британской
команды (несомненного фаворита) проведение мирового
первенства не имело смысла и
потому ФИСА (Международная
Федерация Автомобильного
Спорта, в то время курировавшая автоспорт, осенью 1993 влилась в ФИА) вынуждена была
приложить "героические"
усилия для того, чтобы
уладить возникший конфликт.
Результатом этого стало:
участие команды Уильямс в
чемпионате, при отсутствии
ограничений на
вспомогательную электронику,
в течение сезона, но при этом с полным ее
запрещением начиная с 1994
года.
Тем
не менее этим история не
закончилась. После 9-го этапа
ЧМ Ф-1 ГП Великобритании, где
в очередной раз победу
отпраздновали Прост и
Уильямс, Макс Мосли
(президент ФИСА) бывший, как и
Берни Экклстоун, не слишком
довольным сложившийся в
чемпионате ситуацией (Прост
опережал Сенну на 20 очков, а
Уильямс Мак-Ларен на 45, что по
тем временам было очень и
очень много), объявил что
запрет на "контроль
тяги" и "активную
подвеску" вступает в силу
немедленно, а именно со
следующего Гран При, так как
использование подобных
приспособлений противоречит
"духу" правил, несмотря
на отсутствие прямого
запрета, т.е. соответствия
"букве" правил.
Тут
необходимо сделать
маленькую оговорку.
Уильямс ФВ-15Ц был
автомобилем оснащенным не
только "контролем
тяги", "активной
подвеской", "АБС" и
т.п., но и такой полезной
штукой, как система
автоматического старта,
которая благодаря
встроенным фотоэлементам,
отслеживавшим сигналы
стартового светофора и
позволяла производить
старт без участия гонщика -
загорался зеленый,
компьютер передавал
сигнал, включалось
сцепление и подача
топлива, и машина
двигалась. Однако такую
систему запрещать не
планировалось.
Но
этот запрет бил уже не только
по команде Уильямс. Другие (в
основном Мак-Ларен и
Бенеттон) во время
межсезонья серьезно
потратились на то чтобы
догнать Уильямс и конечно же
они не могли допустить чтобы
их деньги ушли в никуда. Уже
на следующий день три
команды (Уильямс, Мак-Ларен и
Футворк) подали апелляцию на
решиние ФИСА. Кроме того
команда Уильямс, для начала, пригрозила
своим неучастием в двух
следующих гонках. В
сложившейся ситуации ФИСА
ничего иного не оставалось,
как отменить свое же решение
и разрешить использование
электроники до конца сезона.
Вы
узнали основные события
межсезонья, но по ним
достаточно сложно сделать
выводы о форме каждой из
команд.
Прогноз на сезон и информацию
о каждой из команд Вы можете найти здесь.
|