"Скудерия Феррари" - легендарная команда
Формулы-1, участница всех чемпионатов мира. Официально была основана в 1929 году
Альфредо Каньято, Марио Тадини, Энцо Феррари и многими другими. Первые двое поспособствовали
деньгами, а бывший гонщик Энцо Феррари стал менеджером команды. Сначала команда выступала
на подготовленных собственными силами "Альфа Ромео". А в 1930 году стала заводской командой
"Альфы", с этого момента успех сопутствовал команде. Но после начала Второй Мировой Войны в
конце 1939 года Энцо был уволен из "Альфа Ромео", и его компания занялась производством запчастей для авиационных
двигателей, что помогло ей остаться на плаву, а также сохранить и расширить свою производственную
базу. В это же время было найдено и новое "место жительства" (ранее команда располагалась в Модене)
известное теперь всему миру - Маранелло.
После окончания Второй Мировой Войны Энцо решил создавать гоночные машины под своей маркой. Первая из них
"Феррари 125" приняла участие в гонах в мае 1947 года. Но первая гонка не закончилась победой, а закончилась
поломкой. Хотя в дальнейшем, в основном из-за слабости соперников, на этой модели было одержано множество
побед. Первой громкой победой "Феррари" стала победа в престижной 1000-мильной гонке "Милье Милья" 1948 года.
В этом же году произошла первая битва с "Альфами": гонка, проходившая в Турине, закончилась поражением "Феррари".
Но, в следующем году "Феррари" не имела равных ("Альфа Ромео" взяла паузу и не участвовала в гонках "Больших призов"),
а к победе в "Милье Милье" добавилась и победа в "24 часах Ле-Мана".
Ну а в 1950 году команда Энцо Феррари дебютировала в новорожденном чемпионате (на втором этапе в Монако). Как
известно, победа в первом чемпионате стала легкой добычей для старых соперников из "Альфы Ромео", пилоты которой
заняли первые три места в чемпионате. Но уже в следующем году Феррари готовился дать бой "своей матери", как он
сам называл "Альфа Ромео". И действительно, вопрос о победе решился на последнем (из восьми) этапе чемпионата и
вновь не в пользу Феррари. Правда для соперников из "Альфы" это была своего рода "пиррова победа": прекрасно
понимая, что без новых идей и, соответственно, больших затрат, невозможно удержать успех, а также учитывая
стремительный прогресс "Феррари", они решили уйти непобежденными и прекратить участие в чемпионате. В связи
с этим, а также в связи со сменой регламента (в 1952 и в 1953 году ЧМ проводился в классе Ф-2, а не Ф-1) у
"Феррари" не оказалось серьезных конкурентов и победить в двух следующих чемпионатах для пилотов команды
не составило труда. Но в следующие два года не было равных "серебренным стрелам" "Мерседеса" и их главному
"лучнику" Хуану-Мануэлю Фанхио. С его переходом (из-за ухода "Мерседеса" из гонок) в "Феррари" победа в
чемпионате вновь у "Скудерии" (команда выступала на модифицированных "Лянча Д50"). С этой победой "Скудерия Феррари"
стала самой титулованной командой на тот момент. Но соперники тоже не сидели сложа руки, команды с "Туманного
Альбиона" набирали силу, да и Фанхио перешел в "Мазерати", где и стал в пятый раз чемпионом. Чемпионат же
1958 года стал добычей "Феррари" и Майка Хоторна, победившего лишь в одной гонке, но стабильно финишировавший
2-м в пяти других. Примечательно, что отставший на одно очко и закончивший чемпионат 2-м, Стирлинг Мосс победил
в четырех гонках, но сумел финишировать 2-м и 6-м лишь в двух других.
Следующий год принес победу в чемпионате заднемоторному "Куперу". Хотелось бы отметить, что "Феррари" не слишком
быстро реагировавшая на новинки, впоследствии использовала их весьма неплохо. Так случилось и с заднемоторной
схемой, и с использованием монокока вместо пространной фермы. Первый же болид, построенный по заднемоторной
схеме (Феррари 156), принес и Кубок Конструкторов, и победу в чемпионате.
А что касается монокока, то тут команде пришлось попотеть, но благодаря сделке, заключенной с ФИАТом (летом
1968 года), у "Феррари" появилась мощная материально-техническая база, которой на тот момент не располагала
ни одна из доминировавших в то время английских команд. И результат этого хоть и поздно, но сказался: в 1973
году появился первый монокок, а в 1975 году, наконец, после более чем одиннадцатилетнего перерыва была одержана
победа в чемпионате и кубке. Началась первая серия из трех побед в Кубках Конструкторов. Это произошло благодаря
и совершенному монококу, и шасси с новой для того времени коробкой передач с поперечным расположением валов, и
отличному пилотскому составу. Лишь ужасная авария Лауды на Северной Петле Нюрбургринга помешала команде оформить
трехлетний хэт-трик и в личном зачете. Следующая пара титулов была завоевана через год в 1979 году. Виной этому
был совершенный "автомобиль-крыло" "Лотус 79" Колина Чепмена.
В дальнейшем "Скудерия" впала в кризис и сезон 1980 года закончила в Кубке Конструкторов на 10-м месте с восемью
очками.
В 1982 году "Феррари" могла победить в обоих чемпионатах, но в результате серьезной травмы Пирони команда
довольствовалась лишь победой в командном зачете. Сезон 1983 года также прошел в борьбе за титулы, но
снова, как и в сезоне 1982 года, команда довольствовалась победой в командном зачете, а в последующие
годы кризис лишь усугублялся и пилотам "Феррари" кроме отдельных побед долгое время похвастаться было
не чем. Только в 1985 году и в 1990 году пилоты команды вели настоящую борьбу за победу в чемпионате,
но в первом случае Альборето помешала техника, а Просту в 1990 году помешал Сенна, вытолкнувший его с
трассы на предпоследнем этапе.
Ситуация начала меняться с приходом в команду Жана Тода, ставшего спортивным директором в 1993 году.
Он начал построение новой команды, в которой решил сделать ставку на одного пилота - Михаэля Шумахера,
с которым был заключен многомиллионный контракт в 1995 году. Во многом благодаря Тодту, Шумахеру и,
конечно, отличным конструкторам и стратегам "Феррари" вновь вернулась на позиции лидера, и ее поклонники
могут наслаждаться победами.
Наиболее же характерным сезоном в отношении побед и становления новой сильной команды стал сезон 2002
года - сезон полного доминирования "Феррари". Этот сезон во многом справедливо сравнивают с доминированием
"Мак-Ларена" в 1988 года, правда, за одним небольшим исключением: "Мак-Ларен" обладал двумя равными по
статусу пилотами, а в "Феррари" же образца 2002 года первым пилотом с правом на победу был лишь
Шумахер. Баррикелло же победы достались из-за многочисленного шума болельщиков, СМИ, да и из-за
ошибки самого Шумахера на финише ГП США. Итогом этого во многом показательного сезона стало
решение ФИА о радикальном изменении организационного регламента (например, с 2003 года очки
получают первые восемь финишировавших по схеме 10-8-6-5-4-3-2-1). Целью этих изменений должно
было стать окончание доминирования "Феррари" в ЧМ Ф-1 и уравнивание шансов других участников.
Сам же Энцо Феррари, чье имя носит команда, не дожил до возрождения команды и умер 15
августа 1988 года.